Не прошло и трех полных месяцев, как появилась необходимость в очередной раз посетить Италию, которую до этого лета посещал последний раз в 2000 году. На самом деле совпало несколько факторов, которые долгое время откладывались: повидаться со «второй семьей», посетить матч футбольного миланского дерби Милан — Интер, ну и освежить память о самом Милане, в котором я был в конце 90-х годов прошлого века.
Добирался естественно лоукостами, поскольку один билет из Минска в Милан на самолете Belavia, обходился дороже, чем все транспортные расходы туда и обратно. Поэтому туда летел из Вильнюса самолетом WizzAir. Билет Вильнюс — Милан (Мальпенса) обошелся в 50 евро, брал без дополнительного багажа. Забегая вперед, скажу, что назад так же воспользовался услугами WizzAir (обратный билет обошелся в 40 евро), но летел сразу в Варшаву, а из нее на автобусе уже в Минск. Еще в 166 евро (из которых 12 евро туристический налог) обошлось проживание в хостеле не на самой окраине Милана, в 10 минутах ходьбы от станции метро Affori Centro.
Перед поездкой меня предупреждали, что смотреть в Милане нечего, нужно ехать в города с более известными достопримечательностями. К таким заявлениям, всегда отношусь скептически, потому что то что не интересно одним, может быть очень даже интересно другим.
Почитав статьи в интернете, отметил для себя около 60 мест. Не дурно, для города, где «смотреть нечего». На освоение Милана я отвел два полноценных дня и составил два маршрута, чтобы охватить максимальное количество мест (в итоге посмотрел почти все, что отметил). И еще, перемещаться по городу решил пешком, только к первой точке маршрута подъезжая на общественном транспорте.
Так уж получилось, что первым местом, отмеченным на моей карте, было кладбище. Монументальное кладбище, построенное во второй половине 19-ого века, обладает наибольшей коллекцией различных памятников и надгробных плит, которые я когда либо видел.
Интересно, что наряду со старинными склепами, на кладбище есть и новые, которые выделяются среди других наличием стеклянных дверей и современной архитектурой. В некоторых из склепов, разница между датой смерти первого «обитателя» склепа и последнего составляет более 100 лет.
Вот черная кошка на могиле, не знаю откуда появилась, но потом встречал ее еще (а может она там не одна).
На кладбище потратил около полутора часов и двинул дальше.
Ворота Гарибальди (ранее ворота Комазина) построены в первой половине 19 века в честь приезда австрийского императора Франциска I, а позднее переименованы в честь национального героя Италии.
Рядом расположился район Порта-Нуово с штаб-квартирами крупных компаний.
Здесь же находится жилой комплекс «Вертикальный лес» состоящий из двух зданий 110 и 76 метров. Башни Боско построены в период с 2009 по 2014 годы. При постройке зданий использовано около 1000 деревьев и 5000 кустарников.
В одной станции метро от района Порта-Нуово находится центральный вокзал Милана. Перед входом в вокзал установлена инсталляция в виде яблока. Официально инсталляция называется «Реинтегрированное яблоко» и символизирует единение современных технологий и природы. Приурочена к открытию ЭКСПО в 2015 году. Изначально произведение Микеланджело Пистолетто, приуроченное к открытию ЭКСПО 2015, располагалось в парке Семпионе, а позднее было перемещено на площадь Дука Д’Аоста. Сделать фотоснимок «яблока» без людей решительно невозможно, из-за толп желающих сфотографироваться на фоне его.
Вплотную к площади Дука Д’Аоста примыкает еще одно знаковое здание Милана. Башня Пирелли, некогда второе по высоте здание Италии, после туринской Моле-Антонелианны построено в 70-ых годах 20-ого века на месте, где в 19-ом веке находились цеха ныне оного из крупнейших производителей автомобильных шин. Высота небоскреба Pirelli составляет 127 метров. В 2002 году в здание врезался любительский самолет и погибло 3 человека, вот такой грустный факт.
На площади перед вокзалом стоят военные. Вероятно, все крупные вокзалы охраняются вооруженными людьми, похожую картину, но с меньшим количество людей и машин, наблюдал на вокзалах Болоньи и Римини в июне этого же года.
Продавцов всякой дребедени около вокзала просто море. Не успел ты отказаться от одного монопода, как тебя уже предлагает подобный аксессуар его коллега по цеху. Будьте внимательны.
Центральный вокзал Милана выглядит настолько мощно, что не помещается в объектив моего фотоаппарата полностью, и это не удивительно, так как вокзал один из самых больших в Европе. Строительство велось уже при власти фашистов, а они любили строить с размахом, в итоге длина фасада здания ни много ни мало 200 метров, а высота 72. Вокзал был построен на месте старого и открыт в 1931 году.
Внутри размер и интерьер впечатляет не меньше, чем снаружи.
К слову, если вы захотите посетить перрон, на котором 24 платформы, то без билета вы не сможете этого сделать, так как вход строго по билетам.
От вокзала направился в сторону центра, но как-то боком, чтобы оставить основные достопримечательности Милана на следующий день.
Ворота Порта-Нуова, построенные в период с 1810 по 1813-ые годы, ранее были частью оборонительной укреплений. Не смотря на историческую ценность, сейчас постройка, судя по обустроенным спальным местам, служит укрытием для местных бездомных.
Следующим пунктом прогулки по Милану было посещение парка Индро Монтанелли (ранее парк назывался Порта Венеция), который был основан в конце 18-ого века.
В парке находится один из старейших в Италии планетариев. Здание внешне невзрачное и, если не знать, что это планетарий, то можно пройти мимо. Правда двери все равно были закрыты.
На территории садов Индро Монтанелли располагается музей естественной истории Милана. Музей ускользнул от моего взора при подготовке к поезде, а в нем можно было бы посмотреть на настоящие скелеты динозавров, и других вымерших животных. Отметил себе для посещения на будущее. А пока посмотрите на лошадь и косуль у входа.
Через дорогу находится еще один парк, окружающий исторический дворец. Королевская вилла (так же называемая Вилла Реале) построена в 1790-ом году. В 1801 году виллу передали Наполеону, только ставшему, на тот момент королем Италии. Сейчас в здании располагается музей современного искусства, который, при наличии свободного времени, можно посетить бесплатно.
Странная статуя под названием «Mere Ubu» установлена в 1976-ом году возле штаб-квартиры Государственного архива. В интернет есть описание, что собой символизирует произведение, но если честно это какой-то бред.
Сам дворец так же представляет историческую ценность. Здание построено в начале 17-ого века, изначально было колледжем и не однократно в своей истории меняло назначение прежде чем перешло в собственность Госархива.
Базилика Сан-Бабила, считающаяся одной из старейших раннехристианских церквей Милана, как предполагается построена на месте языческого капища в 11-ом веке. За свою историю здание притерпелось множество изменений и от исходного здания практически ничего не сохранилась. Текущий вид базилика приобрела в первой половине 20-ого века. Двери были закрыты, поэтому изнутри посмотреть здание не смог и двинул дальше.
Следующими достопримечательностями на моем пути были стоящие рядом — Базилика Санто-Стефано-Маджоре и церковь Сан-Бернардино-алла-Осса.
Базилика Санто-Стефано-Маджоре была построено в 5-ом веке нашей эры, но первоначальное здание сгорело в начале 11-ого. Новая постройка, сохранившаяся до нашего времен, хоть и претерпевшая множество реконструкций, датируется 1075-ым годом и в этом веке отметит свое тысячелетие. Из интересных фактов можно выделить, что в храме в 1571 году был крещен известный художник Караваджо, даже документ сохранился.
Церковь Сан-Бернардино-алла-Осса (она же Святого Бернарда на костях). Здание было построено в конце 13-ого века, но для ликвидации большого кладбища в 17 веке был достроен оссуарий, куда были перенесены черепа и кости. Похожее костехранилище, да еще и с люстрами из костей, я видел в Часовне Всех Святых в Чехии. Фотографии черепов из Сан-Бернардино так же прилагаю.
Совсем недалеко, расположились корпуса Миланского университета. Ранее, здания построенные в 15-ом веке по приказу Франческо Сфорцы, принадлежали больнице. Со временем больница переехала в более современное здание, а корпуса были отданы под нужны Миланского университета, на данным момент одного из крупнейших в Северной Италии. Зашел на территорию университета, там неплохо.
Башня Веласка — первый миланский небоскреб, построенный в 1958-ом году. Здание часто попадает в подборки самых некрасивых зданий, но в то же время является знаковой достопримечательностью Милана. На данный момент постройка заброшена, что можно заметить по отсутствию стекол на некоторых окнах.
Старинными церквями в Милане, как и вообще в Италии, никого не удивить. Базилика Сант-Эусторджио, построенная в 11-12-ых веках и последствии неоднократно достраивавшаяся сейчас ничем не примечательна, но когда-то именно в ней хранились мощи святых привезенные миланским епископом из Константинополя в 4-ом веке. После захвата Милана Фридрихом Барбароссой мощи были вывезены в Кельн, где и хранятся по сей день.
Трамваи и, как следствие, трамвайные линии в Милане так же имеются.
Шагая по полукругу с севера Милана на юг добрался до района Навильи, что означает район каналов. Мало кто знает, но в средние века Милан, находящийся далеко от ближайших морей был судоходный. С ростом экономической мощи Милана в 12-ом веке возникла необходимость водной связи города через реки Севера Италии с Адриатическим морем и озерами Комо и Маджоре. Для этого была прорыта сеть связующих каналов, которая просуществовала до конца 19-ого века. В 20-ом веке, из-за развития дорожного транспорта, а так же выброса отходов, которые приводили к эпидемиям, большинство каналов было за сыпано. До наших дней сохранилось несколько каналов: Большой, Павийский (оба в районе Навильи) и Мартесана (находится на северо-востоке Милана).
Полюбовался каналами и пошел дальше, все таки нужно было еще успеть посетить несколько достопримечательностей Милана до того, как Солнце закатится за горизонт.
И вот опять храм, но не простой. Базилика Сан-Винченцо ин Прато одна из первых церквей Милана относящихся к периоду раннего христианства, которая сохранила исходный вид до наших времен. Само здание построено в 770 году.
Следующий интересный объект, отмеченный в моих картах — замок Ково. Внешне здание, построенное в 1910 — 1915-ах годах, чем-то похоже на замок Сфорца. Ни чем примечательным, кроме внешнего вида, замок не выделяется.
Рядом находится базилика Святого Амвросия. Церковь строилась около 50-ти лет со второй половины 11-ого по первую половину 12-ого веков и внешне практически не изменялась в последующие столетия. В базилике хранятся мощи Святого Амвросия — покровителя Милана.
Храм Победы, соседствующий с базиликой, воздвигнут в честь воинов павших в годы Первой мировой войны. Мемориал павшим построен в 1928 году.
Пожалуй, единственная достопримечательность Милана, которая, как правило, попадает в ТОП10 мест, которые необходимо увидеть посещая город — это церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Помимо того, что сам монастырский комплекс, построенный в 15 веке, первым из итальянских достопримечательностей включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, так еще в трапезной храма находится самая известная из работ Леонардо да Винчи — «Тайная вечеря».
К сожалению знаменитую фреску посмотреть не удалось, так как входные билеты необходимо бронировать заранее (иногда за несколько недель). Все на что можно рассчитывать на месте, что кто-то откажется и не выкупленные билеты опять поступят в продажу. Я не ждал, да и шансов было не много, так как вскоре музей должен был закрываться.
Последней точкой первого экскурсионного для по Милану был памятник «Иголка, нитка и узелок», по замыслу создателей выделяющий высокое мастерство итальянской модной индустрии. Скульптурная композиция установлена на площади Кодорна в 2000 году. Кстати, цвет ниток символизирует еще и цвета линий метро Милана.
Думаю, для первого дня получилось не дурно. Но все самое интересное осталось на следующий день.
Итого пешая экскурсия по знаковым местами Милана заняла Из финансовых трат, без учета обеденного перекуса, были только расходы на метро в 4 евро.
Карта передвижений по Милану в 1-й день