Второй день наших похождений выделили под классические достопримечательности Рима, те которые, как правило, попадают в рекламные ролики и брошюры.
И начали с, пожалуй, самой известной достопримечательности не только Рима, но и Италии. Колизей или амфитеатр Флавиев строился в период с 72 по 80-ый годы нашей эры. С инициативой постройки выступил император Веспасиан из рода Флавиев. С момента постройки в течении нескольких веков Колизей был главном местом притяжения римлян, так как тут проводились гладиаторские бои. В то время на арене могли разместиться по разным подсчетам от 80 до 90 тысяч человек, что соответствует вместимости современных стадионов. Места на арене распределялись согласно статусу и достатку, лучшие доставались знати и богачам, худшие обычным жителям Рима.
С принятием христианства бои гладиаторов были запрещены, так как противоречили новой религии, но бои с животными оставались еще продолжительное время. Сама арена длиной 87 и шириной 55 метров была деревянной, но засыпана сверху землей. До наших дней она не дошла, сохранились только остатки темниц находившихся под ареной, в которых содержались гладиаторы и животные.
В результате нескольких землетрясений здание значительно пострадало и частично обрушилась внешняя южная стена. В последующие годы неоднократно проводились восстановительные работы и реконструкции, чтобы сохранить постройку. В настоящий момент Колизей включен в список Новых семи чудес света.
Для того, чтобы посетить Колизей лучше приобрести билет через интернет заранее на определенную дату и время. Если покупать билет на месте, то придется отстоять две очереди — одну за билетом, вторую чтобы пройти внутрь. Рекомендую покупать билет включающий посещение Римского форума, который расположен рядом с Колизеем. В ноябре 2022 года такой билет стоил 18 евро.
Рядом с Колизеем находится последняя из построенных триумфальных арок древнего Рима — арка Константина. Построена в 315-ом году в честь победы императора Константина над войсками Максенция. Для декора арки использовались элементы снятые с более старых римских построек времен Траяна и Марка Аврелия.
По пути от Колизея к Римскому форуму видны руины храма Венеры и Ромы. Храм построили в 135-ом году по проекту императора Адриана. Постройка была длиной 107 и шириной 55 метров, но до нашего времени сохранилась только одна сторона, которая примыкала к церкви.
Арку Тита можно считать парадным входом на Римский форум. Построена в 81-ом году нашей эры в честь победы в Первой иудейской войне, которая закончилась десятью годами ранее. Изначально строение былы мраморным, но после реставрации в 19-ом веке покрыли травертином. Считается, что арка выступает прообразом арок построенных в период Нового времени. Сфотографировать без людей экстара сложно.
Базилика Максенция-Константина, а точнее то что осталось от некогда самой большой постройки на Римском форуме, находится по правую сторону от арки Тита. Здание построено в начале 4-того века, но после неоднократных землетрясений до нашего времени сохранилась только северная стена храма.
Апельсиновые деревья на форуме так же имеются. Все что падает вниз подбирается туристами и нам, к сожалению, не досталось.
Построенный в 142-ом году храм Фаустины и Антонина, сохранился хорошо не смотря на годы. Храм был возведен по приказу императора Антонина Пия в честь умершей жены Фаустины, но после смерти самого императора переименован в честь обоих супругов.
С холма открывается панорамный вид на Римский форум.
Неприметное здание в виде небольшой ротонды — храм Ромула. Построен не в честь, как могло показаться, одного из основателей Рима, а в память об умершем сыне императора Максенция Валерии Ромуле. Храм возведен в 4-ом веке, но особого внимания заслуживают бронзовые двери, которым уже больше полуторы тысячи лет.
Чайки преследовали нас весь день.
От красоты Римского форума легко можно потерять голову.
Три 15-ти метровые колонны возвышающиеся где-то посередине Римского форума — части Храма Диоскуров. Храм был построен в 5-ом веке до нашей эры, неоднократно перестраивался, но в итоге сохранилась лишь то, что на фото ниже.
От здания базилики Гая Юлия Цезаря, которая некогда возвышалась над форумом и имела в длину метров 100, остались только основание и одна сохранившаяся колонна.
А вот триумфальная арка Септимия Севера сохранилась достаточно хорошо. Арка построена в 205-ом году нашей эры в честь победы Рима над Парфией (царством, которое находилось на территории современных Ирана, Ирака, Афганистана и Пакистана). Ранее на верху арки располагалась квадрига со статуями императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геры.
Храм Сатурна — один из старейших на Римском форуме. Построенный в 489-ом году до нашей эры, он успел несколько раз сгореть и восстановиться из пела, но сейчас храм представляет собой только несколько колонн.
Еще меньше повезло храму Веспасиана и Тита, 79-ого года постройки, насчитывающему всего три колонны. Вообще, если собрать все оставшиеся колонны разных храмов, не факт что хватило бы на один полноценный.
Набор камней и части колонн на фото ниже — базилика Эмилия, построенная во 2-ом веке до нашей эры и полностью сгоревшая при пожаре в начале 5-ого века. С пожарами в Древнем Риме явно были проблемы.
На краю Римского форума находится церковь Святых Луки и Мартины. Первая церковь, в честь Святой Мартины построена на это месте в 6-ом веке, но с течением времени обветшала. В 1634-ом году здание передали союзу художников и скульпторов, которые перестроили здание и вдохнули в неге новую жизнь. Тогда же в название добавлен Святой Лука, как покровитель живописцев.
Однозначно можно утверждать, что в Древнем Риме на тысячелетия умели строить именно три колонны, а с остальными как пойдет. Так вот и от храма Венеры Прародительницы построенного в 46-ом году до нашей эры по приказу Юлия Цезаря, их сохранилось ровно три.
Напротив находится рынок Траяна. Построенный в начале 2-ого века, рынок обеспечивал римлян продуктами. Здесь же находились различные таверны того времени.
Вот туда, почти на самый верх, нам еще предстояло подняться.
По пути можно встретить известную на весь мир скульптуру «Капитолийской волчицы», а точнее ее копию. Оригинал бронзовой скульптуры хранится в Капитолийском музее. Ученые изначально думали, что волчицу изготовили в 5-ом веке до нашей эры, но последние исследования материалы скульптуры относят ее к 11 — 13-ым векам нашей эры. Кстати, в оригинале волчица была без младенцев, которых добавили в конце 15-ого века.
Дворец сенаторов, а ныне мэрия Рима, построен на месте древнеримского государственного архива в 16-ом веке под руководством Микеланджело. Весь ансамбль состоит из трех зданий — Дворца сенаторов, Дворца консерваторов и Нового дворца.
Посреди площади установлена копия конной статуи Марка Аврелия. Оригинал скульптуры, созданный во 2-ом веке нашей эры, считается самой старой бронзовой конной статуей дошедшей до нас и хранится в Дворце консерваторов.
Вход на Капитолийскую площадь охраняют статуи Диоскуров — Кастора и Поллукса, которые обнаружены при раскопках в 16-ом веке.
Вниз от площади уходит лестница Кордоната, так же спроектированная Микеланджело.
По левую сторону можно увидеть бронзовую скульптуру человека в капюшоне. Памятник посвящен Кола ди Риенцо, человеку из простого народа возглавившему народное восстание против вельмож. Который, в прочем, был убит тем же народом, когда добравшись до власти стал его ущемлять. Такая судьба..
У самого основания лестницы находятся скульптуры древнеегипетских львов. Статуи были установлены здесь в 1562-ом году, а до этого украшали храм Сераписа, который до нашего времени не сохранился. Ранее перед львами были установлены чаши, куда из пасти лилась вода, а по отдельным праздникам вино.
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на Капитолийском холме в 13-ом веке, предположительно на месте, где находился языческий храм Юноны Монеты. Примечательно, что во времена Наполеона, когда Рим был захвачен французами, помещение церкви использовалось в качестве конюшни. К храму ведет лестница, которая по местным поверьям считается чудотворной. Мы не тестировали, ее чудотворность, все таки 124 ступеньки вверх нужно подниматься.
Так дошли до поистине монументального сооружения и одной из знаковых достопримечательностей Рима. Построенный в честь первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, Витториано представляет собой внушительных размеров комплекс выполненный из белого боттического мрамора. Первый камень в фундамент нового здания заложил сын Виктора Эммануила II Умберто I в 1885-ом году, а торжественное открытие состоялось уже при внуке Викторе Эммануиле III.
В передней части монумента расположен «Алтарь отечества» с конной статуей Виктора Эммануила II на верху. Внутри алтаря находится Могила неизвестного солдата погибшего в Первую мировую войну. Перед входом установлен вечный огонь и стоит почетный караул.
Конная статуя Виктора Эммануила II не менее впечатляющая достопримечательность, чем Витториано. Отлитый из бронзовых пушек Королевской армии памятник имеет 10 метров в длину и 12 в высоту, а внутри имеется полость, где можно разместить до 10 человек. Статуя установлена в 1910-ом году.
Опять эти подозрительные чайки-шпионы.
На верху монумента в 30-е годы XX-ого века установили бронзовые римские колесницы (квадриги) символизирующие Единство и Свободу. В самом здании находится несколько музеев — Рисорджименто и музей военных флагов.
С высоты Виттариано можно лучше рассмотреть рынок Траяна.
На площади Венеции, к которой примыкает и Витториано находится еще два примечательных здания.
Первое из них — дворец Ассикурациони Дженерали, построенный в 1911 веке, является штаб квартирой крупной итальянской страховой компании.
Напротив расположилось более старое здание. Дворец Венеции, построенный в 15-ом веке, но получивший свое название веком позднее, когда здесь разместилось посольство Венецианской республики. В последующие столетия дворец не однократно менял хозяев и даже был штаб-квартирой фашистской партии.
Именно с этого балкончика дворца Венеции в 1940-ом году Бенито Муссолини объявил войну Франции и Великобритании.
В Палаццо Венеция находится музей, но мы в него не ходили.
Недалеко от площади Венеции построены две похожие друг на друга церкви — Санта Мария-ди-Лорето и Сантиссимо-Номе-ди-Мария на Форуме Траяна. Строительство первой относят к началу 16-ого века на месте более старой церкви, в которой хранилась икона Святой Девы Марии Лотеранской, давшей название храму.
Вторая, не смотря на некоторую схожесть, новостройка 1969-ого года. По римским меркам смешной возраст.
Между двумя храмами возвышается колонна Траяна. Колонна была установлена в 113-ом году в честь побед императора Траяна над дакийскими племенами. Сама конструкция представляет собой полый столб с винтовой лестницей и высотой 38-м метров. На фасаде колонны изображены сцены из походов Траяна на Дакию. Изначально в колонне хранились урны с прахом императора и его жены, а на верху стояла статуя Траяна, которую в 16-ом веке заменили на статую Святого Петра.
Недалеко от Форума Траяна располагается здание, которые до наших времен сохранилось не полностью, так как часть его обрушилась при землетрясении в 14-ом веке. Предположительно здание, которое называют башей Милиции или ополчения, было построено в 12 — 13 веках.
Статуя водоноса или Иль Факкино находится на стене здания банка. Фонтан создан во второй половине 16-ого века, но изначально был установлен в другом месте, а в текущее перенесен в 1874-ом году.
А следующую точку легко пропустить, если не знать о ее существовании. Галерея Скьярра расположилась во внутреннем дворике одноименного дворца. Расписной внутренний дворик появился здесь в 19-ом веке, как часть реконструкции и расширения здания. На внутреннем фасаде изображены 12 женщин в красивых платьях, каждая из которых символизирует какое-то из хороших качеств.
Вышли к очередной достопримечательности Рима из категории must see. Но знаменитый фонтан Треви в этот день был не в духе, так как мы попали на момент когда его осушили и чистили. Монетку в фонтан кинули уже на следующий день.
Фонтан Треви строился в 17-ом веке на протяжении трех десятков лет, прежде чем стать самым большим в Риме. Конструкция примыкает к палаццо Поли, построенному почти на столетие раньше фонтана.
Прямо напротив фонтана расположилась церковь Святых Винченцо и Анастасия. Построенная в середине 17-ого века в стиле барокко известна тем, что в ней хранятся бальзамированные сердца двадцати двух понтификов.
По пути к еще одному знаковому месту, можно наткнуться на колонну. Колонна Непорочного зачатия с бронзовой статуей Девы Марии установлена в 1857-ом году. Ежегодно к ногам Марии с помощью пожарных возлагают букет цветов.
Фонтан Баркачча, напоминающий собой небольшую лодку (баркас), установлен на площади Испании в 1629-ом году, как напоминание об наводнении, когда вода в Тибре поднялась насколько что затопила ее и принесло с собой лодку, севшую здесь на мель.
Более известна, конечно же, сама Испанская лестница, которая построена в 1726-ом году и является самой широкой из европейских на данный момент. Периодически здесь проводятся концерты или модные показы, а сфотографировать лестницу без людей практически не возможно, особенно днем. Очень инстаграмное место.
Наверху холма у лестницы расположилась церковь Пресвятой Троицы. Строительство церкви шло почти весь 16-ый век, а во время французской революции конца 18-ого века здание было разрушено, но позже восстановлено. Кстати, храм один из нескольких франкоязычных церквей Рима, так как строился на деньги французов.
Двигаясь от Испанской площади к Тибру легко пропустить неприметную вывеску кафе. Тем не менее Кафе Греко или Antico Caffe Greco пользуется популярностью у римлян и туристов уже на протяжении нескольких столетий. Ориентировочно кафе было построено в середине 18-ого века, а название, вероятно, получено от владельца грека. Кафе посещали многие известные люди, такие как Гёте, Байрон, Твен, Гоголь, Казанова и другие.
В районе Прати находится нехарактерный для Рима храм построенный в готическом стиле. Церковь Святого Сердца возведена в 1917-ом году из железобетона с использованием травертина. Внутри расположился уникальный музей Души в Чистилище, экспозицию которого составляют, как утверждается, отпечатки душ людей на различных предметах. Вход в музей бесплатный, но пожертвования на благо храма будут не лишними.
Возле церкви стоит огромное здание Дворца правосудия. Дворец размером 170 на 155 метров строили с 1888-ого по 1910-ый годы. На крыше фасада у главного входа размещена бронзовая квадрига, а снизу установлено 10 скульптур выдающихся юристов.
Почти дошли до моста Святого Ангела, где были вчера, но вернулись в центр города и направились к площади Навона.
Пьяцца Навона построена на месте стадиона Домициана, существовавшего с певрого века. Стадион был размером почти 300 метров в длину и чуть более 100 в ширину, и на нем проводились различные соревнования вплоть до 15-ого века.
Во второй половине 15-ого века несколько зданий на еще не существующей на тот момент площади Навона выкуплены семьей Памфили. Спустя полтора века, Джованни Памфили, ставший Папой Римским затеял стройку дворца, церкви и перестройку площади в целом.
В северной части площади находится фонтан Нептуна, построенный в 1574-ом году известным архитектором Джакомо делла Порта. Изначально фонтан имел другое название, состоял только из чаши, а скульптуры были добавлены только в конце 19-ого века.
Главное здание, построенное в стиле барокко и задающее стиль всей площади — базилика Святой Агнессы. Церковь построена во второй половине 17-ого века на месте более старой церкви. Название храм получил в честь святой мученицы Агнессы убитой в 12-ти летнем возрасте, череп которой храниться в склепе.
Перед базиликой установлен фонтан Четырех рек. Построен по проекту Бернини в середине 17-ого века. По середине фонтана установлен обелиск, предположительно 1-ого века нашей эры, а по сторонам установлены скульптуры символизирующие наиболее значимые реки 4 частей света — Нил, Дунай, Ла-Плату и Ганг.
На площади находится дворец Памфили, со строительством которого и связна перестройка всей пьяццы Навона. Дворец построен в 1644 — 1652-ых годах по приказу папы Римского Иннокентия X, который происходил из рода Памфили. Уже более 100 лет в здании располагается посольство Бразилии.
Напротив дворца стоит церковь Богоматери Святого Сердца, отстроенная в первой половине 20-ого века на месте заброшенной испанской церкви Сан-Джакомо дельи-Спаньоли.
На южной части площади для симметрии с фонтаном Нептуна установлен фонтан Мавра, спроектированный тем же архитектором.
Еще один значимый объект рядом с площадью Навона — статуя Пасквино. Статуя относится к так называемым римским «говорящим» статуям, местам где люди могли выразить свое недовольство к власти в анонимных записках или карикатурах. От названия статуи пошло слово «пасквиль» означающее клеветническое сочинение с оскорблениями.
Церковь Сан Иво алла Сапиенца, удачно встроенный в комплекс университетских зданий храм. Его строительство велось в середине 17-ого века под руководством Франческо Борромини и считается его лучшим произведением в стиле римского барокко.
На одной из стен бывшего университета Сапиенца (или Мудрости) в 1927-ом году установили фонтан Книг. На момент установки это было еще актуально, так как университет переехал в другой место только в 1935-ом.
От фонтана вышли к площади Минервы, в центре которой находится обелиск. Обелиск со слоном еще одно произведение спроектированное Бернини. Установлен в 1667-ом году, но используемый при постройке обелиск создан предположительно в 5 веке до нашей эры и привезен в Рим во времена Доминициана.
Рядом находится давольно таки неприметная внешне церковь. Базилика Святой Марии над Минервой, построенная в 14-ом веке, известна тем, что здесь проходило 2 анклава по избранию Римских пап, а так же здесь отреклись от своих научных тезисов, чтобы избежать судов по обвинению в еретичестве, Галилео Галилей и граф Калиостро.
Еще одна из римских достопримечательностей по праву входящих в ТОП10 — Пантеон. Пантеон, так же называемый Храмом Всех Богов, монументальное здание построенное в начале 2-ого века нашей эры. Из особенностей можно выделить купол, являющееся самым крупным в мире построенным без использования арматуры, а так же форму куба (высота и диаметр здания 43,5 метра), без учета портика. Так как выход из храма повернут на север, то естественный свет проникает в здание только через окулос (окно в куполе).
В Пантеоне упокоены некоторые известные итальянцы, такие как — живописец и архитектор Рафаэль Санти, короли объединенной Италии — Виктор Эммануил II и Умберто I.
Перед входом в Пантеон установлен обелиск с фонтаном. Первый фонтан на площади Ротонда появился в 1575-ом году, но в начале 18-ого века полностью переделан в результате чего был добавлен обелиск времен Рамзеса II и скульптуры дельфинов.
Удачно вписанные в фасад итальянской биржи 13 колон языческого храма Божественного Адриана 2-ого века нашей эры можно посмотреть на площади Петра.
Вышли к площади Колонна, в центре которой установлена колонна Марка Аврелия. Предположительно колонну, с изображением достижений императора на рельефе, установили между 176 и 192-ым годами. Сама конструкция является полой, а внутри расположена винтовая лестница, в прочем, доступ к ней сейчас закрыт. Вместо утерянной статуи Марко Аврелия в конце 16-ого века на колонне установлена бронзовая скульптура апостола Павла.
Галерея Альберто Сорди (ранее галерея Колонны) — торговый центр, расположенный в здании 1922-ого года постройки. Текущее название присвоено в 2003-ем году в честь знаменитого итальянского актера Альберто Сорди.
Здесь на площади в 1577-ом году установлен фонтан работы Джакомо делла Порта. Выглядит по сравнению со знаменитыми фонтанами Рима неброско.
Еще одно здание на площади — Палаццо Ведекинд, названное по фамилии банкира некогда владевшего им. Текущий вид дворец получил в 1838-ом году после значительной перестройки более старого здания 17-ого века. Сейчас во дворце располагается офис итальянской ежедневной газеты Il Tempo.
Последние на сегодня достопримечательности нашли на площади Монте-Читорио. Обелиск установленный тут предположительно привезен в первом веке до нашей эры из Египта и изначально стоял на Марсовом поле. На текущем месте установлен в 1792-ом году по приказу папы Пия VI.
На площади так же находится дворец Монтечиторио, в котором заседание Палата депутатов Италии.
На этом экскурсия второго дня по Риму была окончена, на осмотр достопримечательностей ушло 7,5 часов, а впереди предстоял еще третий день.
Карта передвижений второго дня