Посмотрев днем ранее основные достопримечательности Рима, оставили немного напоследок. Начал от станции метро Сан-Джованни, соединяющей линии A и C римского метрополитена.
На выходе из метро сложно не заметить часть городской стены пересекающей проезжую часть, с установленными по середине воротами. Ворота Сан-Джованни, построены в 1574-ом году, как декоративный элемент, обозначающий вход в виллу и не содержащий оборонительных башен и зубчатых стен.
В нескольких десятках метров установлены более старые ворота, ровесники Аврелиановой стены построенной в 3-ем веке нашей эры. Ослиные ворота разрушались и отстраивались, но пришли в запустение и с появлением ворот Сан-Джованни перестали использоваться по прямому назначению и сейчас значатся, как исторический объект.
Безусловно, главное здание на Латеранском холме — базилика Сан-Джованни ин Латерано. Храм носит титул архибазилики, а на фасаде перед входом красуется надпись «Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». До временного переезда римских пап в Авиньон в 14-ом веке, церковь была главным храмом всех католиков. После строительства собора Святого Петра в начале 16-ого века, папы переехал в Ватикан, но кафедра и трон по прежнему находятся в базилике.
За свою историю здание неоднократно подвергалось разрушение и пожарам, поэтому сочетает в себе стили разных веков.
С главного фасада внутри можно попасть через одну из пяти массивных дверей, правда одна из них — Порта Санта, открывается только по особым церковным праздникам.
На убранство самой базилики Сан-Джованни тоже не скупились, тут есть на что посмотреть.
С обратной стороны от базилики находится Латеранский дворец, который долгое время был резиденцией римских пап. Текущие здание построено в конце 16-ого века на руинах сгоревшего от пожара старого. Сейчас в дворце располагается отделение исторического музея Ватикана.
На площади возле Латеранского дворца установлен обелиск. Обелиск был создан примерно в 14-ом веке до нашей эры в период между правлениями фараонов Тутмоса III и Тутмоса IV и находился в египетском городе Карнаке недалеко от Люксора. В 4-ом веке нашей эры обелиск был куплен императором Константином II, перевезен в Рим и установлен на месте Чирко Максима. Латеранским обелиск стал в 1588-ом году, когда по приказу папы Сикста V, он был установлен на Латеранском холме. На данный момент это самый высокий из сохранившихся древнеегипетских обелисков.
Еще одна знаковая постройка, которая на фоне базилики кажется не заметной — Латеранский баптистерий. Здание было построено в период между 320 и 330-ыми годами и с тех пор реконструировалось преимущественно изнутри.
В соседнем с базиликой Сан-Джованни здании находится одна из важнейших христианских святынь — Святая лестница. Считается, что именно по этой лестнице Иисус шел на свой суд из дворца Понтия Пилата. Лестница, привезенная царицей Еленой из Иерусалима, изначально находилась в Латеранской базилике, но во время перестройки была перенесена в Санкта-Санкторум. На некоторых ступеньках, с небольшими стеклянными окошками, отмечены места с яко бы кровью Христа.
По легенде прошедшие на коленях по лестнице во время Большого поста получают отпущение грехов, а в другие дни часть грехов. Проверить это, конечно, никак не нельзя.
Помимо лестницы в Санкта-Санкторум хранятся святые реликвии римских пап, но доступ к ним платный.
К северо-востоку от капеллы находятся ворота Порта Маджоре. Построенные в первом веке до нашей эры так же, как часть Аврелиановой стены, а сейчас судя по контингенту место сбора местных бездомных и мигрантов.
Поблизости находятся еще одни ворота бывшие частью уже другой стены. Эсквилинские ворота, как часть Сервиевой стены, появились в 4-ом веке до нашей эры. От стены остались только руины раскиданные по разным частям Рима, а вот ворота уцелели.
Колонна Мира, возвышающаяся перед базиликой Санта-Мария Маджоре, единственная из сохранившихся целиком колонн базилики Максенция. Перенесена и установлена в текущем месте в 1615-ом году.
Базилика Санта-Мария Маджоре — одна из четырех так называемых Великих Базилик, особо почитаемых у католических паломников. По преданию первый камень в фундамент храма заложен в 352-ом году, после видения папе Лаврентию II и еще двум римлянам Девы Марии и выпавшего на Эсквилинском холме летом снега. Основная часть строительства исходной базилики проходила в первой половине 5-ого века, а в последующие столетия проводились реконструкции и дополнения фасада храма.
Кампанила, которая с высотой 75 метров является сейчас самой высокой в Риме, была построена в 1377-ом году, после разрушения старой башни.
Внутри базилика Санта-Мария Маджоре имеет богато украшенный интерьер. Сохранились древние мозаики, которые относят ко времени основания храма и деревянный резной потолок, примерно 15-ого века. Помимо этого, в базилике хранятся важные святыни христианского мира — икона Божьей Матери «Спасение народа римского», Sacra Culla (дощечки, предположительно из колыбели Христа) и различные другие мощи Святых.
Здесь погребены 5 римских пап и известный римский архитектор Джованни Лоренцо Бернини.
Посещение базилики Санта-Мария Маджоре бесплатное, но проход в определенные зоны платный и возможен только в составе тура с гидом.
С северной стороны здание базилики выглядит не так впечатляющие, как с южной.
Следующий объект заслуживающий внимания туриста — церковь Санта-Пуденциана. Построенная в 5-ом веке, считается одной из старейших в Риме. В храме сохранилась раннехристианская мозаичная картина, но увы здание было закрыто, поэтому удалось сфотографировать только фасад и тот из-за пределов входных ворот.
Вышли к еще одному древнеегипетскому обелиску, построенному при Рамзеса II и впоследствии перевезенному в Рим. Обелиск Догали, получивший свое название от битвы итальянских войск с эфиопскими при Догали, в котором большинство итальянских солдат было убито, а их имена высечены на пьедестале. Обелиск был установлен в 1887-ом году, а в 1925-ом перемещен на текущее местоположение.
Недалеко от крупнейшего в Риме вокзала Термини, в 2011-ом году установлен бронзовый памятник папе римскому Иоанну Павлу II, первому за почти 500 лет папе не итальянского происхождения.
В центре площади Республики в конце 19-ого века построили фонтан Наяд. Наяды — греческие божества и дочери Зевса, добавленные в виде 4-ех скульптур символизирующих водные стихии при реконструкции фонтана в 1901-ом году. Тогда же в центре установили скульптуру человека борющегося с дельфином.
Напротив фонтана расположено здание, которое внешне не очень похоже на церковь. Тем не менее за кирпичным стеной скрывается базилика Санта-Мария дельи Анджели-е-дей-Мартири. Здание построено на частично разрушенных Термах Диоклетиана по проекту великого Микеланджело. Строительство базилики началось в 16-ом веке, а было закончено в середине 18-ого. В 1700-ом году по приказу папы римского в храме были сделаны солнечные часы с великим меридианом (длинной латунной линией вдавленной в пол), по которым римляне сверяли часы.
Поблизости от базилики находится фонтан. Фонтан Аква Феличе, построенный в конце 16-ого века, был первым крупным римским фонтаном построенным с античных времен. Фонтан строили для доставки воды жителям Квиринальского и Виминальского холмов Рима, чтобы тем не приходилось далеко ходить до ближайшего источника. Центральная фигура фонтанной композиции — скульптура Моисея. Предполагают, что папа римский Сикст V, в миру Феличе, откуда пошло название фонтана, хотел отождествлять себя для римлян с пророком Моисеем.
Возле фонтана находится неприметная с виду церковь. Базилика Санта-Мария-делла-Виттория построена в начале 17-ого века, но известна тем, что в ней хранится одно из лучших творений Джованни Бернини — мраморная скульптурная группа «Экстаз Святой Терезы». В момент нашего посещения, к сожалению, храм был закрыт. Дальше было еще несколько достопримечательностей связанных с Бернини.
Например, фонтан Пчел, построенный в 1644-ом году по приказу папы римского Урбана VIII, из семейства Барберини, а пчелы на фонтане — символ их рода.
Еще один фонтан работы Бернини — фонтана Тритона на площади Барберини. Выполненный из травертина фонтан установлен в 1642-ом году.
Наконец дошли и до родового гнезда семейства — дворца Барберини. Проектирование здания началось в 1625-ом году, вскоре после восхода Маффео Барберини на папский престол. Стройкой руководил Джованни Лоренцо Бернини, а сам дворец был готов уже в 1633-ем году. Сейчас здесь располагается Национальная галерея античного искусства, коллекция которой содержит работы Тициана, Рафаэля и других великих художников. В саму галерею, посещение которой платное, мы не ходили, а вот по саду прогулялись.
От дворца Барберини вышли к площади 4-ех фонтанов. Здесь на каждом их четырех улов зданий в конце 16-ого века были установлены фонтаны — рек Тибр и Аньене, богинь Дианы и Юноны.
Рядом с площадью стоит церковь Сан Карло у четырёх фонтанов работы Франческо Борромини. Построена в 17-ом веке. Выглядит мрачновато.
Неподалеку расположился Квиринальский сад, получивший название в честь холма на котором находится, построенный специально под приезд императора Вильгельма II, для чего снесли несколько церквей простоявших тут не одну сотню лет. Изначально сад планировался временным, только на период визита императора, однако сад решено было оставить.
В центре сада установлена конная статуя Карлу Альберту Савойскому, отцу первого короля объединенной Италии Виктору Эммануилу II. Памятник установлен в 1900-ом году.
Вдоль улицы Квиринале растянулось длинное здание. Квиринальский дворец, построенный в 1573-ем году, был резиденцией 30-ти римских пап, Наполеона I (в период завоевания Италии), всех королей (с момента объединения Италии) и президентов (на текущий момент). Так же дворец является одним из самых больших по площади в мире, и определенно не помещается в объектив фотоаппарата.
Напротив дворца в конце 16-ого века установили фонтан. Фонтан диоскуров, получивший свое название за счет статуй диоскуров Кастора и Поллукса перенесенных сюда из терм Константина, после установки был главным источником воды на Квиринале. Обелиск перенесен с Римского форума и дополнил композицию фонтана двумя столетиями позже.
Еще одно интересное здание на Квиринальской площади — палаццо делла Консульта. Простроен в 1723 — 1725-ых годах для римского кардинала, а с 1955-ого тут заседание конституционный суд Италии.
Основная часть достопримечательностей Рима этого дня уже была посмотрена, а до следующей необходимо было прошагать около 1,5 километра. Что ж, такова судьба туриста.
Очередной точкой для посещения стала одна из самых известных площадей Рима — пьяцца дель Пополо. У северного входа на площадь установлены Порта-дель-Пополо. Некогда ворота были частью Аврелиановой стены, но древнеримский вариант ворот не сохранился. Новые ворота были построены в второй половине 15-ого века и в последствии неоднократно реконструировались.
Пройдя через ворота сразу упираемся в обелиск. Обелиск Фламино, датируемый 13-ым веком до нашей эры и вывезенный римлянами из завоеванного Египта, считается первым привезенным в Рим. Изначально обелиск установили на Чирко Массима, а на площадь дель-Пополо перенесен в 1589-ом году по приказу папы римского Сикста V.
В 19-ом веке с двух сторон пьяццы дель-Пополо установили два фонтана.
Первый — фонтан богини Рима, с двумя старцами по бокам символизирующим реки Тибр и Аниене, и Капитолийский волчицей вскармливающей Ромула и Рема.
Второй — фонтан Нептуна, с тритонами и статуями символизирующими времена года. Построен, как и фонтан богини Рима, в 1823-ем году.
С южной стороны к пьяцца-дель-Пополо примыкают две церкви-близнецы, построенные в период между 1662 и 1679-ым годами.
Левая (если стоять спиной к обелиску) — церковь Санта Мария-ин-Монтесато, построена в 1675-ом году. Название носит от находившейся здесь ранее церкви сицилийских кармелитов прибывших сюда из местечка Монте Санто. Справа — церковь Святой Марии-дей-Мираколи, стройка которой завершилась в 1679-ом. Свое название храм получил из-за образа Марии Чудес (Марии дей-Мираколи), копия которой храниться в нем. К строительству обеих в той или иной степени приложили свои руки известные архитекторы того времени — Карло Фонтана, Джованни Бернини и Карло Рейнальди.
Если пойти по улице находящейся слева от церки Санта Мария-ин-Монтесато вы обязательно встретите фонтан с позеленевшим мужиком. Фонтан Бабуино, поставленный в 1580-ом году, считается одним из первых частных фонтанов установленных в Риме. Статую Сатира, из-за грязи на ней римляне прозвали бабуином, откуда и пошло название фонтана, а в последствии и улицы, где он расположен.
Буквально в 50 метрах от улицы Бабуино спряталась одна из самых известных римских улиц — Маргутта. Известность улица получила после фильма «Римские каникулы», сцены которого снимались именно на ней. С тех пор здесь стали селиться знаменитые художники, писатели, режиссеры и многие другие. Сейчас на виа Маргутта располагаются ресторанчики, мастерские и различные галереи.
Табличка на стене дома, в котором несколько десятков лет до самой своей смерти жил Федерико Феллини. Это тоже улица Магрутта.
Солнце катилось к закату, а культурно-ознакомительная часть подходила к концу, но впереди была еще Вилла Боргезе.
Вилла Боргезе — огромный городской парк, который располагается севернее центра Рима на холме Пинчо. Старт строительства парка относят к началу 17-ого века, когда на папский престол взошел Павел V из рода Боргезе. В то время началась активная застройка территории различным дворцами, павильонами, скульптурами и прочим. В 1901-ем году парк был выкуплен у семейства Боргезе и перестал быть частным.
Памятник Пушкину не застал времена семьи Боргезе, потому что установлен в 2000-ом году. Сам Александр Сергеевич, тоже кажется в шоке от этого факта.
Бронзовая статуя национального героя Колумбии Франциско Сантандера, установлена 40-ка годами раньше Пушкина.
Храм Эскулапа, построенный в ионическом стиле в 1786-ом году, расположился на небольшом острове, к которому с обратной стороны ведет мостик. Сама статуя эскулапа найдена при раскопках у мавзолея Августа.
Здание, которое называется Казино дель-Ороложо, некогда было домом садовника. В 1791-ом году его перестроили и открыли музей. С приходом Наполеона I в Рим, тогдашний глава семейства Боргезе продал всю коллекцию музея и сейчас она храниться в Лувре.
На небольшой площади, где пересекаются четыре парковых дороги, в 18-ом веке установлен фонтан. Называется «Водяные лошади», оно и видно.
Конная статуя второму королю Умберто I установлена в 1914-ом году. Пока я фотографировал памятник, с обратной стороны спал местный бомж.
Еще один памятник, на этот раз Байрону.
Вышли с Виллы Боргезе через ворота Пинчиана. Построены в начале 5-ого века для защиты города и некогда были частью Аврелиановой стены.
В момент нашего посещения Рима вдоль улицы идущей от ворот Пинчиана были установлены статуи лобстеров. Экспозиция скорее всего временная.
На этом туристический день подошел ко концу, а все на осмотр достопримечательной было потрачено около 7 часов.
Карта передвижений 3-его дня